Библиотека бесплатных диссертаций
Мелькав Сергей
Анатольевич
ИСЛАМСКИЙ
ФАКТОР И ЕГО
ВЛИЯНИЕ
НА
ВОЕННУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ
Специальность 23.00.02 -
«Политические институты,
этнополитическая
конфликтология, национальные
и
политические процессы и технологии»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации
на соискание ученой степени доктора политических наук
Москва - 2002
Работа выполнена на кафедре политологии Военного
иверситета
1
1. Общая
характеристики работы
Несмотря на преобладающую
тенденцию секуляризации общественно-политических процессов в мире, анализ
религии, ее влияния на социальную, политическую и духовную жизнь общества
остается одним из важных направлений современной науки, в том числе и
политической. Без учета религиозного фактора зачастую невозможно глубоко
познать и предвидеть многие сложные социально-политические процессы. Весьма
острой эта проблема является для России, поскольку длительное время
объективность существования религии в ней отвергалась, кроме того,
многонациональное российское общество в досоветский период несколько веков было
многоконфессиональным при доминирующей роли только одной
религии.
Выделяются три основных
научно-теоретических направления в исследовании роли религиозного фактора в
общественной жизни.
Первое направление (условно
называемое атеистическим) характерно для советского периода и связано с
отрицанием или принижением роли религии как самостоятельного
социально-политического феномена и объекта научного анализа. В соответствии
с материалистическим подходом религия объявлялась «опиумом для народа»,
подчеркивалась устойчивая тенденция к ее отмиранию, сокращению числа верующих.
Идеологизированность исследований отношений религии и государства, религии
и политики в советском обществе размывала их научность, выводила
религиозный фактор за рамки научного анализа1.
В границах второго,
теологического направления религия рассматривается как чрезвычайно широкое
понятие, охватывающее все многообразие мира, поэтому религиозный фактор имеет
отношение к природе, обществу и мышлению и носит интегрирующий характер,
рассматривая во взаимосвязи человека и жизнь, индивида и общества, с учетом
морально-этических традиций и культурных ценностей. Религия при этом может
выполнять и выполняет функции инструмента социаль-
1 Ахмедов А. Ислам в современной
идейно-политической борьбе.-М., 1985; Бай-рамов Э.З. Заброшенные четки.-М.,
1986; Вагабов М.В., Вагабов М.Н. Ислам и вопросы атеистического воспитания.-М.,
1982; Ислам в СССР.-М., 1983; Ислам: Сборник статей. -М., 1931 и др.
ной консолидации и социальной
мобилизации. Такой подход характерен для религиозных деятелей и
ученых.
Представители третьего
направления на основе изучения современной сложнейшей общественной
практики, богатейших данных отечественных и зарубежных религиоведческих
исследований пытаются ответить на вопросы, связанные с социально-политическими
процессами, происходящими в мире в целом, на постсоветском пространстве и в
РФ в частности, проанализировать роль религиозного фактора в конфликтных и
переходных обществах, его влияние на глобальную и национальную
безопасность, выяснить причины религиозного ренессанса в мире и в нашей стране,
состояние отношений государства и религиозных институтов и организаций и
т.д*.
Наибольшую сложность для
осмысления вызывает исламский фактор, вокруг которого ведутся многочисленные
дискуссии. Конференции, семинары, «круглые столы», организуемые в России и
в других странах, пока не обеспечили теоретического развития его сущности,
содержания и характера в новых социально-политических условиях, особенно при
осмыслении событий, происходящих на Северном Кавказе, в Чечне, других
исламских регионах России и мира. События последнего времени (война в
Чечне, ситуации в Афганистане и Палестине, в Косово и Македонии) выявили
исключительно важную роль проблем, так или иначе связанных с исламом в
политической жизни, в обеспечении безопасности личности, общества и
государства.
Стремительные изменения
политической и геополитической конфигурации (после распада СССР) мировой арены и
Евроазиатского континента, появление большого количества новых субъектов
крими-
1 См., например: Джораева С.В.
Государственно-церковные отношения в России: Дис. ...канд.филос.наук.-М., 1997;
Кривелыжая Н.В. Секта: угроза и поиск защиты.-М., 1999; Канаев С.З. Роль
религиозного фактора в формировании национальной психологии: Дис.
...канд.филос.наук.-М., 1991; Набиев Р.А. Политика Советского государства по
отношению к религии и церкви в 20-30-е гг. (на материалах национальных
республик Поволжья и Прнуралья): Дис. ...канд.нст.наук.-Казань, 1992;
Носков Ю.Г. Религиозный фактор в системе национальной безопасности РФ.-М.,
1997; Рагузин В.Н. Религиозный фактор динамики межконфессиональных
отношений (на материалах Оренбургской области): Дис. ...канд.филос.наук.-М.,
1997; Религиозные организации и государство: перспективы взанмодействия.-М.,
1999; Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиове-дение: социология
и психология религии.-Ростов н/Д, 1996; Яблоков И.Н. Основы теоретического
религиоведения.-М., 1994 и др.
нального, военного,
экстремистского характера и террористической направленности, действующих
зачастую под исламскими названиями и прикрывающихся исламской терминологией,
заставляют серьезно переосмысливать место и роль исламских субъектов в
динамично меняющемся мире, в условиях появления новых центров силы,
значительного усиления исламского окружения (в настоящее время 48 государств
относятся к исламским, общее количество этнических мусульман на
планете превысило 1 миллиард 200 миллионов человек). Таким образом,
связанные с исламом социально-политические процессы в мире и в Российской
Федерации стали объектом многочисленных исследований1.
При этом «исламоведы» и
ориенталисты изучают целый ряд разнообразных явлений и процессов, далеко не
однозначно связанных между собой. Например, появление в мире террориста №1
Усамы бен Ла-дена, которого выпестовали США, Саудовская Аравия, а теперь
пытаются обезвредить спецслужбы и военно-силовые структуры многих
государств мира; усиление фундаменталистских тенденций в исламе на
1 См.: Балтанова Г.Р.
Социально-политический анализ зарубежных концепций эволюции ислама в России и
СНГ: Дне. ...докт.филос.наук.-М., 1994; Годунов С.В. Ислам в СНГ в
общественно-политической и научной мысли Запада.: Дис.
...канд.ист.наук.-М.,1998; Гучетль Г.И. Демократизация в арабском мире (Опыт
Туниса и Сирии).-М., 1999; Емельянова Н.М. Ислам как фактор формирования
этяорелигиозной идентичности у кабардинцев: Дис. ...канд.ист.наук.-М.,
1998; Зарахович Ю.А. Анализ исламского возрождения на постсоветском
пространстве печатью США: Дис. ...канд.ист.наук.-М., 1998; Ислам в СНГ.-М, 1998;
Ислам в России: традиции и перспективы (материалы НГГК).-М., 1998; Ислам и
мусульмане в России.-М., 1999; Ибрагимов М. Современная англо-американская
политология об «исламском возрождении»: Дис. ...канд.филос.наук.-М., 1990; Имам
Хомейни.-М., 1999; Мусульмане в постсоветском пространстве// Диа-Логос: Религия
и общество.-М, 1997. -С. 265-283; Гайнутднн Р. Ислам, вера, милосердие.-М.,
1997; Мала-шенко А.В. Мусульманский мир СНГ.-М., 1996; Он же. Исламское
возрождение в современной России.-М., 1998; Нуруллаева Ш.Ф. Ислам как
фактор регулирования в интеграционных процессах (на материалах Центральной
Азии): Дис. ...канд.филос.наук.-М., 1995; Национализм и фундаментализм на
Ближнем Востоке.-М., 1999; Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая
культура.-М., 1997; Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана в революции
и гражданской войне, 1917-1921 гг.: Дис. ...канд.ист.наук.-Махачкала, 1997; Томе
Э. Ислам и национальный вопрос (национальный и религиозный факторы на Арабском
Востоке на современном этапе): Дис. ...канд.филос.наук.-М., 1993; Ушаков В.А.
Иран и мусульманский мир, 1979-1998 гг.-М., 1999; Фаизов Г.Б.
Государственно-исламские отношения: Дис. ...канд.филос.наук.-М., 1993;
Хачим Ф.И. Проблема государственной власти в исламской доктрине (на примере
шиизма): Дис. ...канд.юр.наук.-М., 1992; Хишам М. Теоретические основы и
практическая деятельность исламских фундаменталистов в Египте: Дис.
...канд.ист.наук.-М., 1996; Шевелев В.Н. Модернизация исламских обществ: Дис.
...докт.филос.наук.-Ростов н/Д, 1997; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане: Дис.
...докт.ист.наук.-М., 1997 и др.
планете; терроризм в
деятельности исламистских организаций транснационального характера,
глобальное воздействие на мировую цивилизацию трагических событий в США 11
сентября 2001 г. Мировое политическое и научное сообщество обеспокоено
опасностями и угрозами, которые несет с собой процесс возрождения ислама на
планете и модернизации исламских обществ и государств. Для беспокойства
достаточно оснований: терроризм все в большей степени приобретает
исламскую окраску, используется структурами, называющими себя
исламскими, для достижения своих политических целей; количество
экстремистских организаций транснационального характера, преследующих,
пусть и декларативно, интересы мусульман, в мире постоянно растет;
наибольший прирост населения наблюдается в исламском мире и др.
Самую серьезную опасность для
социумов в современных условиях представляют движения и организации с
военизированной структурой, использующие военные средства и государственные
образования для реализации проекта построения общества, живущего
исключительно по законам шариата. Опасны они тем, что проявляют
непримиримость к гражданскому светскому обществу и стремятся к его замене
исламским, устроенным по шариату; отрицают возможность раздельного
существования религии и государства; противопоставляют исламский мир
остальному миру; нетерпимы к международному праву, отрицают такие его
ключевые положения, как территориальная целостность, незыблемость
государственных границ; готовы сотрудничать с националистическими и
экстремистскими силами1. Ради реализации исламистского проекта
они готовы опереться на методы дестабилизации, социального и военного
насилия, на государственные и политические структуры. *
Неумение договариваться, а
иногда и нежелание действовать по законам, принятым в мировом сообществе, в
последнее десятилетие привели к тому, что действия указанных сил для ряда
государств стали важнейшей проблемой. Создание исламистскими формированиями
собственных военных структур в Косово, Афганистане, Чечне, стремление к
образованию новых собственных государств в нарушение сложивше-
1 Подробнее см.: Севостьянов И.В.
"Исламский фундаментализм" и исламский экстремизм - это совсем не одно и то же//
Международная жизнь. -1996. -№5. - С. 32-33.
гося статус-кво вынуждают
субъектов международного права, мировое сообщество применять вооруженные силы,
другие силовые структуры для предотвращения угроз военной безопасности. Таким
образом, события последних примерно 30 лет в мире и десяти с небольшим лет
в нашей стране убедительно продемонстриро вали политикам,
государственным и политическим институтам, научному сообществу, что
исламский фактор активно вторгается в сферу военной политики многих
государств.
Готово ли мировое сообщество к
новому вызову? Осознана ли степень новой опасности основными субъектами
международного права? Готовы ли государства активно противостоять действиям
исламистов, их вооруженной, идеологической, информационной экспансии всей
государственной и военной мощью, если это потребуется? Каковы формы, методы,
возможности государства и пределы использования силы против исламистов? Какова
связь между религиозным учением ислама и конкретной деятельностью самых
различных субъектов социального действия, называемых исламскими? Эти и
многие другие вопросы только начинают анализироваться научной
общественностью. Но одно представляется несомненным: именно государства и их
коалиции способны осуществить тончайшие, филигранные, выверенные шаги при
принятии и реализации военно-политических решений в зонах вооруженных
конфликтов, исламоориентированных регионах при ликвидации незаконных
вооруженных формирований, действующих от имени ислама. Таким образом,
прослеживается определенная связь между деятельностью различных исламских
субъектов и военной политикой современных государств.
Таким образом, актуальность
данной темы обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, сложностью
современных социально-политических процессов, влиянием на них исламского
фактора, что вызывает социальные трансформации в большинстве государств
мира. В отечественной науке исламский фактор практически до середины 90-х
гг. XX в. рассматривался только в
сфере внешней политики (считалось, что это он не вызывает проблем во внутренних
делах СССР/РФ) и только в отношении мусульманских стран. В рамках
религиоведения исламский фактор преподносился как процесс возрождения и
политизации религии
ислама на международной арене.
Поэтому «исламский ренессанс» и оказался для отечественных ученых и политиков
столь неожиданным.
Во-вторых, высокой
военно-политической и военной акгвино-стью различных социально-политических
исламских субъектов, что делает важным в теоретическом и прикладном ключе
всесторонний анализ взаимосвязи исламского фактора и военной политики
многонационального и поликонфессионального государства. В советское время
такой анализ в отечественной науке не проводился и механизм влияния исламского
фактора на военную политику не рассматривался. Собственно политические,
военные, дипломатические, правовые, организационные составляющие такого
механизма оставались за рамками серьезных политико-правовых исследований,
как и проблемы обратного воздействия. Самые сложные философские и
собственно политические проблемы взаимовлияния исламского фактора и военной
политики пока остаются не раскрытыми в сущностном и содержательном
плане.
В-третьих, противоречивыми и
неоднозначными взаимоотношениями различных конфессий, в том числе и ислама,
с Российским государством в исторической ретроспективе. В общественном
сознании укоренились стереотипы негативного отношения к религии вообще и к
исламу в частности. Наиболее спорными до сих пор остаются следующие
проблемы: определение характера процесса вхождения народов, исповедующих ислам в
состав Российского государства; политика России по отношению к ним на
протяжении многовековой истории (Русь и Золотая Орда, Москва и Казанское
ханство, государства Средней Азии и Кавказа); характер деятельности различных
исламских субъектов в 30-е гг. XX в. и во время Великой
Отечественной войны.
В-четвертых, недостаточной
готовностью органов военно-политического управления и национальной безопасности
действовать в районах массового распространения ислама. Данные структуры в
отсутствие теоретико-методологических работ по проблеме взаимосвязи
исламского фактора и военной политики вынуждены действовать часто стихийно,
в аварийном режиме, обеспечивая интересы государства в Чечне и других
конфликтных регионах России и мира. Определенные изменения в военной политике
нашего государства уже происходят. В частности, Военная доктрина РФ прямо
указывает на внутренние угрозы военной безопасности, заключающиеся в
«противоправной деятельности экстремистских, националистических,
религиозных, сепаратист-
ских и террористических
движений, организаций и структур; создании, оснащении, подготовке и
функционировании незаконных вооруженных формирований, организованной
преступности, терроризме»1. Осталось подкрепить выработанные
военно-докгринальные установки соответствующими принимаемыми и реализуемыми
военно-политическими решениями.
Между тем многие проявления
исламского фактора либо остаются незамеченными (и по этой причине на них не
могут реагировать соответствующие структуры), либо, наоборот, исламу
приписываются не имеющие к нему отношения явления и процессы. Таким образом,
теория государственной политики в отношении ислама в условиях растущей
агрессивности исламизма только разрабатывается. Система мер противостояния этой
агрессивности тоже только начинает создаваться.
В-пятых, влиянием
этноконфессиональных процессов в армейских коллективах на их готовность к
выполнению учебно-боевых задач. Органы воспитательной работы военно-силовых
структур заинтересованы в предотвращении конфликтов на национальной и
религиозной основе в армейских коллективах.
Степень научной разработанности
проблемы напрямую связана с
повышенным интересом к исламской и военно-политической проблематике. Сама
военная политика в 80-90-х гг. XX в. являлась объектом
научных исследований и является таковой в настоящее время2.
Некоторые аспекты
1 См.: Независимая газета. -
2000. - 22 апреля. - С. 5.
2 См.: Бельков О.А.
Интернациональное и национальное в военной политике социалистического
государства: Дне. ...докт.филос.наук.-М., 1983; Война в Чечне. - М., 1995;
Волков В.А. Военно-политическая деятельность государства: Дне.
...канд.филос.наук.-М., 1994; Варченко И.Б. Военная политика России в переходный
период: Дис. ...канд.филос.наук.-М, 1994; Герасимов А.В. Общественное
мнение и военная политика (политологический анализ): Дис.
...докт.филос.наук.-М., 1995; Гареев М.А. Если завтра война? (Что изменится в
характере вооруженной борьбы в ближайшие 20-25 лет).-М., 1995; Драпкин В.Б.,
Семенов А.В. Военно-политическая теория.-М., 1997; Дробов М.А. Малая война:
партизанство и диверсии.-М, 1998; Золотарев В.А. Военная безопасность
России.-М., 1998; Какая армия нужна России. Взгляд из истории: Российский
военный сборник.-М., 1995; Казаки в войнах России.-М„ 1999; Климов С.Н.
Военная культура Франции XX века.-М., 2001; Краснов Б.И.
Научное прогнозирование в советском военном строительстве: Дис.
...докт.фипос.наук.-М., 1989; Маслов С.В. Военная элита: политологический
анализ формирования: Дис. ...канд.филос.наук.-М., 1995; Национальные
интересы и военная политика// Полис. -1994. -№ 4; Ницевич В.Ф.
Военно-информационная политика государства: теория, императивы,
приоритеты.-М., 2001; Родачин В.М. Идеология
8
связи исламской и
военно-политической проблематики частично уже рассматривались в ряде работ
отечественных ученых: З.С.Арухова, Г.П.Герейханова, Х.В.Дельмаева,
П.А.Денисенко, И.П.Добаева, М.В.Дерябина, А.А.Игнатенко, А.П.Кошкина,
И.Н.Кудинова, С.А-Мозгового, Н.И.Марчука, Ю.Г.Носкова, ИРотаря, В.В.Чебана,
Н.Х.Юскаева. Эти авторы с различных позиций исследовали военно-политическую
обстановку в России и ее взаимосвязь с действиями религиозных организаций,
некоторые особенности военно-политической деятельности различных исламских
фундаменталистских движений и организаций, особенности обеспечения свободы
совести и вероисповедания в Вооруженных Силах РФ1. В то же время
необходимоотметить, что пока нет научных работ, в которых полно и системно
раскрывались бы трансформация, особенности и приоритеты военной политики
Российского государства в условиях резкой активизации
деструктивных
и современные
военно-политические процессы.-М., 1995; Серебрянников В.В. Социология
войны.-М., 1998; Тактика чеченских незаконных вооруженных формирований.-М.,
2001; Щипанов Ф.Б. Система безопасности РФ и роль Вооруженных Сил в ее
обеспечении: Дис. ...канд.филос.наук.-М, 1994 и др.
1 См. например: Арухов З.С.
Концепция джихада в раннем исламе: Дис. ...канд.филос.наук.-Махачкала, 1995;
Военно-политические аспекты региональной безопасности на Северном
Кавказе.-Новочеркасск, 1999; Герасимов А.В. Общественное мнение и военная
политика.-М., 1994; Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и
ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России: Дне.
...канд.филос.наук. - М., 2000; Дельмаев ХВ. Сущность я социальная роль
исламской концепции джихада: Дис. ...канд.филос.наук. -М., 1987; Денисенко П.А
Современная религиозная ситуация в РФ и ее Вооруженных Силах: Дис.
...канд.филос.наук.-М., 1997; Дерябин В.М. Деструктивная роль исламской
оппозиции в политическом урегулировании афганской проблемы в 1979-1989 гг.: Дис.
...канд.истор.наук.-М., 1990; Журавлев И.В. Подготовка воинов Аллаха
(VT-ХЩ вв.).-М., 2000; Ислам в
современном Афганистане. Политика НДПА в отношении религии.-Ташкент, 1982;
Кошкин АП. Героико-патриотическое воспитание в войсках при выполнении воинского
долга в Афганистане.-Ташкент, 1990; Кудинов И.Н. Соотношение нравственного и
религиозного сознания в духовной жизни воина российской армии: Дис.
...канд.филос.наук.-М., 1997; Мозговой С. А Вооруженные силы России и
религиозные объединения: состояние и перспективы взаимодействия// Религиозные
организации и государство: перспективы взаимодействия. -М., 1999; Марчук Н.И.
Война в Афганистане: Дис. ...докт.филос.наук.-М., 1993; Павлов АВ. Война. Армия.
Религия.-М., 1988; Русаков В.А Военно-политическая обстановка у границ России и
вероятный характер ее проявления в ближайшей перспективе// Информационный
сборник. № 2.-Екатеринбург, 1997. -С. 3-14; Ротарь И. Ислам и война,-М., 1999;
Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма.-М., 1999; Чебан В.В.
Геополитическое положение и военная безопасность России.-М., 1997; Чеченский
кризис. Спец. Выпуск.-М., 1995; Чечня - трагедия России// Этнополис.-М., 1995;
Юскаев Н.Х. Проблемы свободы совести в вооруженных силах РФ: Дис.
...канд.филос.наук.-М., 1999 и др.
сил, прикрывающихся исламом для
реализации своих политических, криминальных, экономических и иных целей на
постсоветском пространстве средствами вооруженного насилия. Кроме того пока
недостаточно научных работ, в которых системному анализу были бы
подвергнуты позитивный потенциал деятельности исламских субъектов в
военной сфере и направления государственной политики по отношению к исламу,
позволяющей конструктивно использовать этот потенциал.
Явно недостаточно и научных
работ, анализирующих такие антисоциальные явления, как терроризм,
сепаратизм, радикализм, экстремизм, которые могут ноешь исламскую окраску
или содержание и быть связаны с исламским фундаментализмом1. Среди
авторов, пишущих на эти темы, отметим ИП.Добаева, А.А.Игнатенко, А.В.Малашенко,
Д.Б.Малышеву, Г.ИМирского, А.И.Подцероба, КИ.Полякова, И.В.Севостьянова,
Л.Р.Сюкияйнена, В.В.Титоренко, А.Ю.Умнова.
Однако исламский фактор не
сводится только к антисоциальным явлениям. В данной диссертации он будет
рассмотрен как категория политической науки и исследован на фоне изменения
военной политики РФ в условиях появления новых угроз и становления новой
российской государственности, когда реформированию подвержены не только
общество и государство, но и Вооруженные Силы, когда распалась
организация Варшавского Договора, а новая дееспособная система
коллективной безопасности только создается, когда российское общество и
его
1 См. например: Авраменко А.В.
Сепаратизм (сущность и проблемы): Дис. ...канд.полит.наук.-М., 1997; Акаев В.
Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике-Ичкерии// Центральная
Азия н Кавказ. -1999. -№4; Матвеева А. Угроза исламизма в постсоветской
Евразии// Там же; Дзебисашвили. Исламский фундаментализм на Кавказе - взгляд со
стороны Грузии// Там же. -1999. -№2; Кузнецов Ю.П. Террор как средство
политической борьбы экстремистских группировок и некоторых государств.-СПб.,
1998; Литвинов Н. Борьба с терроризмом в современной России// Власть. -1997.
-№9; Малышева Д. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного
мяра// Мировая экономика и международные отношения. -1999. -№7; Мирский Г.И.
Ближний Восток и политика США// США -1998. -№3; Он же. Так ли уж страшен
исламизм для России?// Мировая экономика и международные отношения. -1995. -№10;
Некоторые проблемы борьбы с терроризмом в современных условиях// Безопасность.
-1995. -№2.; Русаков В.А О реальной и мнимой угрозе исламского фундаментализма
национальной безопасности// Информационно-аналитический сборник.-Екатеринбург.
-1998. -№ 1; Са-лимов К.Н. Современные проблемы терроризма.-М., 1999;
Севостьянов И. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм - это совсем не
одно и то же// Международная жизнь. -1996. -№5; Терроризм в России как авантюра
и политическая практика.-М., 1999 и др.
10
военная сфера оказались
подвержены активному влиянию извне. В процессе написания диссертации автор
использовал работы, книги, статьи, диссертационные исследования и аналитические
материалы, имеющие открытый характер.
Объектом исследования является
исламский фактор как социально-политическое явление.
Предметом исследования
выступает механизм влияния исламского фактора на военную политику
российского государства.
Цель предпринятого исследования
состоит в анализе сущности и содержания исламского фактора в России как
многогранного социально-политического явления и категории политической
науки и выявлении механизма его влияния на военную политику
государства.
Для реализации этой цели автор
поставил перед собой следующие задачи:
• выработать и обосновать
авторскую концепцию исламского фактора, показать его специфику как
самостоятельного, динамичного социально-политического феномена и как категории
политической науки;
• теоретически обосновать
различия между исламом, исламским фактором и исламизмом, показать их
практическое воплощение и соотнесенность с террористической, сепаратистской
деятельностью, радикализмом и экстремизмом в политике;
• выявить содержание и характер
опасностей и угроз мировому сообществу со стороны исламизма;
• рассмотреть и комплексно
описать характер, содержание и особенности исламских военно-политических идей и
механизмы их реализации;
• исследовать механизм влияния
исламского фактора на военную политику светского государства, раскрыть его
структуру и специфику;
•проанализировать основные
тенденции трансформации военной политики России в условиях активного
воздействия на нее исламского фактора, предложить систему мер и способов
военного-политического реагирования на военно-политическую активность
исламских субъектов, использования позитивного потенциала
государственно-исламских отношений и при организации противодействия
агрессивному исламизму.
11
Теоретико-методологическую
основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных исследователей -
философов, политологов, историков, правоведов, государственных и
религиозных деятелей, а также материалы дискуссий, научно-практических
конференций международного и национального масштабов, многочисленные
военно-теоретические труды, авторефераты диссертаций и публицистические
материалы. Методологической основой анализа проблем диссертации явились
методы системного и структурно-функционального анализа. Для решения поставленных
задач использовались социологические методы, а также методы
прогнозирования, моделирования. Учтены методологические разработки теории
войн и военных конфликтов, геополитики, теории национальной
безопасности.
Особое значение в ходе работы
над диссертацией придавалось анализу Корана и сунны, норм шариата,
законодательства исламских государств и Российской Федерации,
военно-доктриналъных документов Российского государства по проблемам
безопасности. Исследование опирается на положения и выводы, категориальный
аппарат философии, политологии, юриспруденции, социологии, конфликтологии,
религио-ведения и ориенталистики.
Эмпирическую базу диссертации составили
результаты политологических и военно-политологических изысканий,
проведенных органами государственными учреждениями, институтами
Министерства обороны, а также лично автором по проблемам, относящимся к теме
исследования (авторское исследование проведено автором среди военнослужащих
в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском и Краснодарском краях, дивизии ОДОН,
Саратовском ВВИРХБЗ в 1998-1999 гг.)
Цель и задачи исследования
предопределили структуру работы и логику изложения. Диссертационное исследование
состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, тезауруса и
библиографии.
Во введении обосновывается актуальность
темы как крупной научной проблемы политологии, раскрывается степень ее
научной разработанности, определяется основной замысел и цель исследования,
характеризуются теоретико-методологические основы анализа проблемы,
подчеркивается научная новизна и практическая значимость диссертации,
формулируются основные положения, выносимые на защиту, отражается степень
апробации полученных результатов и выводов.
12
В первой главе -
«Исламский фактор -как социально-политическое явление» анализируется сущность,
структура, содержание и основные детерминанты исламского фактора, особое
внимание уделяется рассмотрению детерминант и сущности военно-политического
содержания, военно-политических идей и механизмов их реализации.
Рассматривается специфика исламского фактора и его военно-политического
содержания в Российской Федерации.
Во второй главе -
«Характер и содержание влияния исламского фактора на военную политику
Российского государства» осуществляется анализ сущности и структуры
механизма влияния исламского фактора на военную политику государства, изменений
содержания военной политики России под влиянием исламского фактора в конце
XX - начале XXI в. В главе рассмотрены
возможности и особенности влияния исламистских структур на военную политику
России, особенности военно-политических отношений РФ с исламскими
государствами, специфика влияния отношений между российским
государством и духовными управлениями мусульман на военно-политическую
деятельность.
В третьей главе -
"Военно-политическое реагирование Российского государства на активизацию
исламского фактора" дается обоснование основным приоритетным направлениям
военной политики Российского государства в условиях усиления агрессивности
исламистских структур, раскрываются направления и перспективы
военно-политических отношений РФ с исламскими государствами, представлена
разработанная автором система мер по совершенствованию отношений
российского государства с отечественными исламскими государствами и их
использованию в военной сфере российского общества.
В заключении сделаны
обобщающие выводы по теме исследования, формулируются теоретические и
практические предложения по разработке и реализации военной политики
российского государства в современных условиях.
Научная новизна исследования и
обоснование положений, выносимых на защиту
Научная новизна исследования в
самом общем виде заключена в самой теме, которая в предложенной постановке
рассматривается
13
впервые; в совокупности
разработанных в ней теоретико-методологических вопросов и практических
проблем влияния исламского фактора на военную политику многонациональных и
поликонфессиональных государств; в полученных выводах и сформулированных
практических рекомендациях по дальнейшей оптимизации военной организации
российского государства, процесса подготовки вооруженных сил и других
военно-силовых структур к возможным войнам XXI века в условиях появления
новых вызовов.
Более конкретно научную новизну
составляют: а) комплексное исследование сущности, структуры, детерминантов
исламского фактора; б) раскрытие специфики, места и роли исламского фактора
в светском государстве и многоконфессиональном социуме; в) исследование
сущности и детерминантов военно-политического содержания исламского
фактора; г) выявление и анализ механизма влияния исламского фактора на военную
политику Российской Федерации; д) анализ изменений военной политики
российского государства, происходящих под влиянием исламского фактора; е)
определение системы военно-политического реагирования на активизацию исламского
фактора; ж) выработка практических предложений по нейтрализации и
использованию военно-политической активности исламских
субъектов.
Обоснование положений и
выводов, выносимых на защиту
1 Определение сущности,
структуры, содержания и детерминантов исламского фактора как общественного
явления и как категории политической науки, его специфики в Российской
Федерации.
Исходя из того, что в
отечественной и зарубежной научной литературе отсутствует дефиниция понятия
«исламский фактор», автор вывел его, используя определение понятия
«фактор». Данный термин в отечественной науке понимается, во-первых, как
причина, движущая сила процесса или явления; во-вторых, как факт, имеющий место;
в-третьих, как любой процесс или явление, субъективно определенное как фактор с
точки зрения исследователя. Автором в качестве основного выбран первый подход,
поэтому фактор понимается как общественно значимое воздействие, общественно
значимая сила.
В таком контексте не все, что
относится к исламу, автор считает возможным отнести к исламскому фактору, на
первое место в его ана-
14
лизе поставлен деятельностный
подход, так как деятельность - это процесс, в ходе которого человек
творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом. Потому
исламский фактор автором определен как социально-значимая деятельность
различных исламских субъектов, оказывающая влияние на общество.
Он проявляет себя в различных
сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, религиозной,
духовной и т.д., характеризуется социальной значимостью, всемирностью,
системностью. Социальная значимость исламского фактора заключается в его
влиянии на государства и их коалиции, общество или большие его части, а
также на партикулярном уровне. Системность исламского фактора состоит в том, что
он не носит только религиозного или политического характера, проявляет себя в
различных сферах общественной жизни и в том, что структурно включает в себя
большое количество самых разнообразных субъектов социального действия, их
цели, деятельность, исламские ценности, традиции, нормы. Всемирность
исламского фактора заключается в том, что он проявляет себя везде, где живут
мусульмане и действуют их организации, в мусульманских и в не мусульманских
странах, в отношениях между мусульманскими субъектами и в их отношениях с
не мусульманскими субъектами.
Социальную базу исламского
фактора составляют обычно две категории: часть молодежи и духовенства,
выведенные в результате социально-политических и идеологических изменений
из привычной социальной среды, потерявшие привычные ориентиры.
Основной причиной такого
положения являются особенности исламского вероучения, заключающиеся в
наличии достаточного количества в нем положений радикального характера
(джихад, трактуемый как священная война, борьба в первую очередь не с дурными
наклонностями, а с инакомыслящими), которые при отсутствии широко
распространенной системы знаний о сущности ислама позволяют исламской
молодежи быстро радикализироваться, поскольку исламская молодежь
стремится восполнить недостаток знаний, жизненных установок, идеологических
ориентиров обращением к первоосновам мусульманской религии.
Социальную базу исламского
фактора составляет исламское духовенство, поскольку к нему относятся
служители культа, лица, профессионально занимающиеся отправлением
религиозных обрядов и
15
служб и составляющие особые
корпорации. Исламское духовенство не является идеологически однообразным,
поэтому независимо от характера социальных изменений, внутри него находятся
группы, которым есть что терять.
Конституируют исламский фактор
различные исламские субъекты, к которым автор относит, во-первых,
международные исламские организации и исламские государства; во-вторых,
различные исламские организации транснационального характера; в-третьих,
исламские организации национального масштаба: банки, религиозные
организации и общины, социальные структуры, незаконные вооруженные
формирования; в-четвертых, исламскую семью; в-пятых, исламские средства
массовой информации, учебные и научно-исследовательские
структуры.
К международным исламским
организациям относятся три категории организаций:
1. Межгосударственные
объединения на правительственном уровне, в которых страны-участницы представлены
главами государств или правительств, а решения принимаются и реализуются на
государственном уровне и являются обязательными для всех стран - членов
таких организаций.
2. Международные организации на
неправительственном уровне, в которых страны представлены лидерами отдельных
религиозных организаций, крупными общественными и политическими
деятелями.
3. Международные организации, в
которых представлены не страны, а отдельные религиозные общины или
объединения.
Результатом действия исламского
фактора является достижение той или иной степени исламизации общества. Добиться
полной ислами-зации в настоящее время достаточно трудно, однако пример правления
талибов в Афганистане в конце XX в. говорит о том, что такие
попытки осуществления полной или почти полной исламизации общества
периодически предпринимаются. Исламский фактор, направленный на
ускоренную исламизацию общественных отношений, обостряет
межрелигиозные противоречия в странах, где существуют наряду с исламом
большие неисламские группы, неизбежно приводит к возникновению или
обострению «сектантской, межобщинной розни, к конфликтам между различными
направлениями внутри самого ислама», внутри самого исламского
мира.
16
Определяют характер,
направленность исламского фактора его детерминанты. В диссертации
выделены две группы детерминантов исламского фактора: религиозные и
социально-политические. К религиозным детерминантам относятся особенности
исламского вероучения, такие как: тотальность ислама, завершение пророчества,
аутентичность личности мусульманина исламскому вероучению, идеологизация и
мифологизация государственно-политической системы ислама,
существовавшей в момент его появления, фатализм, фанатизм, нетерпимость,
нацеленность на борьбу с врагом, джихад, подозрительное отношение к
представителям других религий, а также нацеленность на решение социальных
проблем, высокая духовность и толерантность ислама. К
социально-политическим детерминантам автор относит: ислам как образ
жизни, социально-политическое устройство общества, отношения между
государством и исламскими структурами, динамика изменения количества
мусульман в обществе, качество исламских организаций, отношения между
отечественными и зарубежными исламскими организациями. Комбинация данных
детерминантов и определяет специфику, характер, направленность и содержания
исламского фактора в конкретной стране, социуме, регионе и мире.
В диссертации выделена
специфика исламского фактора в Российской Федерации. К его специфике
отнесено то, что ислам является в России религией меньшинства, отсутствие в
нашей стране в течение длительного времени единого религиозного центра,
многовековое господство православия, инициативы и деятельность государства
по структурированию российской уммы; регионализация уммы (3 основных
региона распространения ислама и 3 центра), разработанность в последние
годы религиозного законодательства, не институализированный характер
государственной политики в отношении ислама (всегда было много разнообразных
государственных органов, часто силовых, которые занимались исламом),
сложные отношения с РПЦ, специфические отношения с мировой уммой.
распространение на территории Российской Федерации одновременно двух
мазхабов. Ислам за несколько веков в Рос-си прошел путь от инородческой до
терпимой, а затем - до традиционной религии.
2. Концепция различения
ислама, исламского фактора и исламизма, дифференцирования различных
исламских субъектов социального и политического
действия.
17
Предложенная автором концепция
предполагает различение ислама, исламизма, исламского фактора на основании
дифференциации целей различных исламских субъектов и применяемых средств
достижения этих целей.
В отличие от ислама, под
исламизмом в диссертации понимается идейно-политическое течение, создатели и
участники которого ставят перед собой политические цели изменения общественного
и социально-политического устройства путем ускоренного внедрения в него норм
шариата (ускоренная исламизация) и готовы для этого применять любые
средства достижения, включая и средства социального и вооруженного насилия,
экстремизма и террора. Исламисты отвергают светские правовые системы, нормы,
правила, готовы блокироваться с любыми социально-политическими
силами1. По различным оценкам в мире в настоящее время
насчитывается от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти исламистских
организаций, пытающихся на практике реализовать исламистский проект.
Исламизм последовательно
осуществляет исламистскую экспансию салафитского вероучения. В работе
выделены четыре основные организационные формы экспансии. Во-первых, замена
мусульманских субъектов, то есть внедрение в имеющиеся в каждой стране
распространения ислама объединений исламского духовенства, исламистских
элементов, и/или замена исламского духовенства (полностью или
частично), лояльного по отношению к модернизаторским светским режимам, на
духовенство исламистское. Во-вторых, создание массовой исламистской базы в
странах распространения ислама. В-третьих, образование религиозно-политических
организаций исламистского характера, оппозиционных как по отношению к
существующим политическим системам, так и по отношению ко всему местному
исламскому духовенству. Идеологической базой деятельности таких политизированных
организаций является салафизм. В-четвертых, создание исламистских
плацдармов в зонах слабого или ослабленного государственного контроля за
национальными территориями.
1 См. подробнее: Добаев И.П.
Исламский радикализм в мезвдународной политике. -Ростов н/Д, 2000; Ислам и
политика.-М., 2001; Ислам и исламизм.-М., 1999; Малашенко А.В. Исламские
ориентиры Северного Кавказа.-М., 2001; Поляков К.И. Арабский Восток и Россия:
проблемы исламского фундаментализма.-М., 2001; Ротарь И. Ислам и война,-М., 1999
и др.
18
Существует большое количество
реальных зон (регионов), где исламистам на некоторое время удавалось взять
контроль над территориями в свои руки. Это: юг Ливана (контролируется
проиранской исламистской "Партией Аллаха" (Хезбалла); различные районы
Афганистана; Тавильдаринская зона в Таджикистане; южная часть Филиппин
(исламистские повстанцы Исламского фронта освобождения Моро и группировка
"Абу-Сайяф"); северная часть острова Суматра (исламистское движение
"Свободный Ачех"); индонезийские Молуккские острова (исламистский экспедиционный
корпус "Воинство джихада" (Лашкар джихад); Босния и Герцеговина; Косово; разные
регионы Алжира, Судана, Нигерии и Сомали, Южной Африки; Панкийское ущелье в
Грузии (объявленное чеченцами-кистинцами «самоуправляемой исламской
территорией»), Кадарская зона в Дагестане и Чечню, ряд плацдармов в Киргизии и
Казахстане.
Исламские организации, в
отличии от исламистских не ставят перед собой политических целей
(исламизацию любой ценой), на первое место в их деятельности стоит религиозная
сторона, культовая деятельность. Исламские организации приспосабливаются к
жизни в любых правовых системах, исключают для себя средства любого
насилия.
Таким образом, исламский фактор
отражает деятельностную сторону исламизма и ислама - деятельность, имеющую
социально-значимый характер, то есть влияющую на общество.
3. Результаты анализа
механизма влияния исламского фактора на военную политику Российского
государства.
В диссертации разработан
механизм влияния исламского фактора на военную политику государства,
отличительными особенностями которого является: общественный характер,
политическая специфика (объект - военная политика), динамичная изменчивость. Под
механизмом влияния исламского фактора на военную политику государства
следует понимать совокупность таких компонентов, которые в результате
деятельности разнообразных исламских субъектов приводят к изменениям
объекта - военной политики. В диссертации дается авторский вариант указанного
механизма, который имеет 4 компонента: мировоз-зренческо-ценносгный,
нормативно-правовой, институционально-организационный,
функционально-деятельностный.
Мировоззретеско-ценностный
компонент механизма включает
мировоззрение мусульман и их лидеров и исламские ценности. В ос-
19
мыслении быстро меняющегося
мира у мусульман огромную роль играет мировоззрение, которое помогает в
выработке системы ценностей мусульман, мусульманских социальных общностей,
организаций и государств. Влияние на военную политику государства
осуществляется, таким образом, через выработанную систему ценностей, которая
наряду с мировоззрением определяется исламскими традициями, обычаями,
установками, исламскими военно-политическими идеями, что в конечном итоге
приводит к разной оценке военно-политической реальности, выработке новых
ценностей, в том числе и в военной сфере и в последующем к практическим
действиям.
Нормативно-правовой компонент
механизма
представлен совокупностью светских и религиозных норм. Светские нормы
отражены в актах международного, межгосударственного и национального уровня и
нормами этического плана. Однако мусульмане, исламские организации имеют свое
мусульманское право (шариат), свои социальные, политические и
военно-политические нормы. Таким образом, деятельность исламских субъектов
строится на комбинации шариатских и светских норм. Анализ законодательства ряда
мусульманских стран позволяет сделать вывод о том, что ни в одной из них
законодательство не основывается только на шариатских
нормах1.
Проведенный анализ позволяет
сделать вывод о том, что нормы шариата практически не противоречат светскому
законодательству и в ближайшее время правовая система России не подвергнется
изменению с учетом шариата. Данное положение касается и военно-политической
сферы.
Институционально-организационный
компонент рассматривается с точки
зрения анализа наличия, функциональности и качества исламских
военно-политических структур государственного и транснационального
характера. Анализ показывает, что наряду с такими органами - армиями и
военно-силовыми структурами - мусульманских государств существуют многочисленные
политические исламские организации, имеющие собственные вооруженные
формирования, органы разведки, связи, обеспечения безопасности и т.п. По сути
такие ислам-
1 Подробнее см.: Сюкияйнен Л.Р.
Шариат и мусульманско-правовая культура.-М., 1997. Он же. Найдется ли место
шариату в российской правовой системе?// Ислам на постсоветском пространстве:
взгляд изнутри.-М., 2001. - С. 15-41.
20
ские организации являются
прототипами исламской государственности в военно-политическом варианте. Внутри
военно-силовых структур исламских государств создаются религиозные органы,
занимающиеся воспитанием, идеологической обработкой личного состава,
обеспечивающие взаимодействие исламских и военно-политических органов
государственного и транснационального характера.
Функционально-деятелъностный
компонент рассматривает в работе как основной и связан с анализом различий
в целях деятельности различных исламских военно-политических государственных и
негосу дарственных субъектов, связи их военно-политической деятельности с
безопасностью. Важно подчеркнуть, что военно-политическая деятельность
разнообразных исламских субъектов должна быть открытой, законной,
обеспечивать единство военной политики для государственных, общественных и
религиозных организаций.
В диссертации рассмотрены
возможности и особенности влияния исламистских структур на военную политику
России. Еще в 80-х гг. XX в. духовенству, политическим
режимам ряда исламских стран удалось вложить огромные дополнительные средства,
прежде всего "нефтедоллары", в формирование и функционирование большинства
исламистских организаций1. В этот период наибольшая
военно-политическая активность исламистских организаций отмечалась в развитых
мусульманских государствах (Саудовская Аравия, Иран, Египет, Пакистан,
Сирия) и вооруженная борьба на территории этих стран велась между исламистскими
и государственными структурами. Затем произошла трансформация географии центров
вооруженной борьбы исламистских структур - они переместились в Афганистан, на
постсоветское пространство в государства Центральной Азии, Закавказья,
Северный Кавказ, так называемую «Черную Африку». Ныне исламистские
организации активно действуют в странах, испытывающих серьезные трудности в
развитии национальной экономики, где обострены социальные противоречия,
нестабильна политическая ситуация.
1 Так, в создание движения
моджахедов и талнбов в Афганистане наибольший вклад внесла Саудовская Аравия
(при активной финансовой поддержке США и организационной - Пакистана).
Через механизмы закята и исламской солидарности большинство мусульманских стран
продолжают тратить средства на создание и функционирование центров подготовки
вооруженных боевиков по всему миру.
21
Как показывает опыт военного
противостояния с исламистскими организациями в Афганистане, Чечне,
Узбекистане, Таджикистане, Косово, большинство исламистских формирований не
имеет крупных вооруженных структур, в большей степени привержены к ведению
боевых действий в форме «мятежевойны» или так называемой «партизанской
войны», используют в основном высокопрофессионально подготовленных в
военном отношении людей (которых сами и готовят), стремятся реализовать
преимущества войны в горной, горно-лесистой и горно-пустынной местностях,
склонны к террористическим действиям, постоянно ведут «минную войну» и
совершенствуют тактику ведения боевых действий, умело используют особенности
социальной и военно-политической обстановки в странах и регионах, вступают в
самые разнообразные военные и военно-политические союзы и коалиции,
осуществляют мощное информационно- идеологическое и психологическое
воздействие на органы власти, население и войска, стремятся к обладанию
современными видами вооружений и оружием массового поражения (ОМП),
используют террор в отношении органов власти и населения, мобильны по
характеру действий и интернациональны по составу.
В диссертации рассмотрены
особенности военно-политических отношений России с исламскими государствами.
Особенности обусловлены, во-первых, серьезными изменениями, произошедшими
за последние два десятилетия в геополитической структуре мира. Во-вторых,
опытом СССР/РФ, который показывает, что односторонние уступки демократического и
общечеловеческого характера могут и не повлечь за собой адекватных действий со
стороны других субъектов международного права. В-третьих, осознанием
руководством РФ и мусульманских стран факта, что опыт военно-политической
деятельности иных цивили-зационных моделей может не носить универсального
характера.
Исламские государства в конце
XX в. были вынуждены
приспосабливаться к формированию новой системы международных
отношений, окончанию "холодной войны" и военно-политического
противостояния двух мировых держав. При этом подавляющее большинство
исламских государств, являясь субъектами международного права, подходят к
решению вопросов взаимодействия и отношений друг с другом с помощью
политических, мирных средств, путем переговоров и достижения
взаимоприемлемых компромиссов. К особенностям военно-политических отношений
мусульманских государствам относятся: их
22
стремление к расширению
интеграционных процессов; возрастание роли США и их союзников, НАТО во всех
регионах мира и ориентация ряда мусульманских государств на сотрудничество с
ними; стремление многих мусульманских государств к перевооружению самыми
современными видами оружия; в ряде стран - борьба с исламистскими
движениями и их поддержка со стороны руководства некоторых исламских стран;
борьба за влияние в исламском-мире; продолжающаяся ориентация ряда стран на
Россию. Анализ показывает, что в ближайшие 20-30 лет исламские государства не
могут быть рассмотрены как активные субъекты мировой силовой
политики.
В работе рассмотрены
направления возможного влияния духовных управлений мусульман как субъектов
гражданского общества на военную сферу российского общества и его военную
организацию: исследование наличия и формирования необходимых каналов для
самовыражения воинами-мусульманами своих потребностей и возможностей для их
реализации в социально-политической деятельности; анализ и применение во
взаимоотношениях исламских организаций и военной организации правовых и
нравственных ограничителей; возможность участия исламских (и других
общественных) движений в постановке и решении вопросов, связанных с
функционированием и развитием военной организации государства, обеспечением
его безопасности; доведение до общества и государственных структур
собственное отношение к войнам и военным конфликтам; укрепление традиций и
совершенствование ритуалов реализации свободы совести и духовного
самовыражения оптимизацию отношений между гражданской и военной сферами с
целью контроля последней (гражданский контроль), подготовка мусульман к
службе в армии и их патриотическое воспитание, исследование исторических
традиций участия мусульман и отечественных мусульманских организаций в
защите Родины.
4. Характеристика детерминантов
и сущности военно-политического содержания исламского
фактора,
В диссертации разработано
понятие военно-политического содержания исламского фактора. Детерминантами
военно-политического содержания исламского фактора выступают военно-политические
идеи ислама, а также различные интересы мусульманских социумов, которые для
своей реализации требуют подготовки и применения средств вооруженного
насилия. Например, интересы обеспечения безопасности
23
уммы, обеспечения
геополитического превосходства мусульманских субъектов, отражения военной
агрессии, сохранения религиозных и духовных ценностей мусульман и
т.д.
Детерминируют
военно-политическое содержание военно-политические идеи ислама,
военно-политические отношения, в которые вступают различные исламские субъекты
как между собой, так и с не исламскими субъектами социально-политического
действия, наличие угроз мусульманам (понимаемых зачастую весьма субъективно),
отсутствие единого политического и военно-политического исламского
центра, перенаселение исламского мира, конкретная политическая и
военно-политическая обстановка в разных регионах мира, исламоцснгризм,
подчинение религиозного комплекса государственному аппарату, объективность
обращения к исламу любого политического режима в мусульманских странах для
дискредитации своих противников в глазах верующих, активное действие исламского
фактора в военно-силовых структурах.
Военно-политическое содержание
исламского фактора представлено как совокупность военно-политических идей
ислама и механизмов их реализации. Военно-политические идеи ислама включают:
отношение исламского вероучения к войнам, вооруженным конфликтам и их
классификация, отношение к интенсивности боевых действий, возможность
участия или неучастия в боевых действиях, отношение к пленным, женщинам и
детям на войне, применение военной хитрости; возможность заключения военных
и военно-политических союзов, определение вероятного противника,
определение того, что может быть защищаемо и как защищаемо.
Причины появления
военно-политических идей ислама связаны с причинами появления самого ислама. К
внутренним причинам относятся: низкий уровень производительных сил, кровное
родство, отношения между кочевниками и оседлыми мекканцами и мединцами,
арабами-язычниками и иудеями, имущими и неимущими, междоусобные войны и
конфликты на почве экономических и других интересов, образование племенных
союзов, языческие верования (магия, анимализм, фетишизм, идолопоклонство и
т.д.). К внешним причинам относятся: захватнические войны со стороны
Персии, Византии, Абиссинии, военные способы консолидации племен, формирование
арабского национального самосознания.
24
В работе рассмотрены две
категории механизмов реализации военно-политических идей ислама:
религиозные и социально-политические. Религиозные механизмы: салафизм,
прозелитизм, так-фир. Социально-политические: исламское государство и иные
исламские структуры, собственные исламские вооруженные формирования,
мобилизация, террор, панисламизм.
5. Результаты рассмотрения,
военной политики государства как объекта влияния исламского
фактора.
Военная политика понимается как
составная часть общей политики государства, непосредственно связанная с
организацией и использованием военной силы в целях обеспечения национальной
и международной безопасности в их неразрывном единстве. Анализ изменений
военной политики российского государства, происходящих под влиянием
исламского фактора подразумевает рассмотрение его влияния на
во-енно-доктринальные установки российского государства, принимаемые и
практически реализуемые военно-политические планы и решения в Российской
Федерации.
Во-первых, военно-доктринальные
установки российского государства
учитывают влияние исламского фактора. Хотя в прямой постановке исламский
фактор в российских военно-докгринальных документах ни разу не упоминается,
действия исламистских структур рассматриваются в качестве угроз
безопасности РФ. В «Концепции национальной безопасности РФ», «Военной доктрине
РФ», «Концепции внешней политики РФ» появились положения, учитывающие
воздействие исламского фактора, корректируется законодательство (Закон «О
борьбе с терроризмом»), планы будущих войн и вооруженных конфликтов с
учетом войны в Афганистане, Чечне, Косово, в Израиле.
К основным внешним
угрозам относятся: создание, оснащение и подготовка на территориях других
государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для
действий на территориях РФ и ее союзников. К основным внутренним угрозам
- противоправная деятельность экстремистских националистических,
религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и
структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности
РФ, дестабилизацию внутриполитической обстановки; создание, оснащение,
подготовка и функционирование вооруженных формирований; организованная
преступность, терроризм.
25
Во-вторых, поскольку результатом военной
политики является подготовка общества к возможной войне, в работе современная
война с исламистами охарактеризована как имеющая «партизанский характер или
«мятежевойна». Автор акцентирует внимание на то, что участие в войне наряду с
регулярными нерегулярных вооруженных формирований», которыми по сути и
являются исламистские структуры, может спровоцировать конфликт любой
интенсивности.
В-третьих, в Российской Федерации реально
разрабатываются планы, цели, задачи и средства вооруженного противостояния с
исламистскими структурами, как не имеющими
государственно-территориальной принадлежности, но имеющими финансовую и
идеологическую подпитку извне. Целями применения Вооруженных Сил РФ и
других войск во внутренних вооруженных конфликтах являются разгром и
ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для
полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции РФ и
федерального законодательства. Основными формами применения Вооруженных Сил
РФ и других войск являются совместные специальные операции - во внутренних
вооруженных конфликтах и контртеррористические операции - при участии в
борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством. Таким
образом, во внутренних вооруженных конфликтах Российская Федерация обязуется
применять Вооруженные Силы только в целях урегулирования уже имеющихся
конфликтов, когда они носят угрожающий характер, независимо от того, на
какой основе (националистической, религиозной, идеологической и т.д.) действуют
деструктивные по отношению к России силы.
Основными задачами применения
Вооруженных Сил и других войск во внутренних вооруженных конфликтах являются
разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и
террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров
подготовки, складов, коммуникаций; восстановление законности и
правопорядка; обеспечение общественной безопасности и стабильности;
поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта;
локализация и блокирование района конфликта; пресечение вооруженных столкновений
и разъединение противоборствующих сторон; изъятие оружия у населения в
районе конфликта; усиление охраны общественного порядка, безопасности в районах,
примыкающих к рай-
26
ону конфликта. Таким образом,
действия исламистских структур рассматриваются как частный случай
дестабилизирующих воздействий, и военная сила против них может быть применена,
но только в случаях, когда они своими действиями угрожают безопасности
Российской Федерации.
В-четвертых, под влиянием исламского фактора
усиливается террористический характер современных и будущих войн и
вооруженных конфликтов. Применение исламистскими структурами диверсий,
поджогов, террористических актов, расправ и издевательства над пленными и
гражданским населением нарушает исламские положения и международные нормы и
правила ведения войны.
В-пятых, усиливается коалиционная
составляющая военной политики российского государства. Усиливающийся
террористический характер современной войны позволяет Российской Федерации
сотрудничать в военно-политической сфере со всеми государствами мира,
которые рассматривают исламистские структуры как военного противника и
борются с терроризмом.
В-шестых, исламский фактор влияет на
реализуемые военно-политические планы и решения: на обеспечение свободы совести
в Вооруженных Силах РФ, на комплектование Вооруженных Сил призывниками
из исламоориенгированных регионов; на борьбу с вероятным военным
противником - исламистскими структурами; на борьбу с наем-ничеством.
6. Система
военно-политического реагирования государства на повышенную активность
исламского фактора, пути, средства и способы нейтрализации и использования
военно-политической активности различных исламских субъектов, учета влияния
исламского фактора в военной политике российского
государства.
В авторском представлении в
такую систему входят приоритеты военной политики российского государства по
противодействию усиливающейся агрессивности исламистских структур,
направления и перспективы военно-политических отношений Российской
Федерации с исламскими государствами, пути совершенствования отношений
государства и отечественных исламских организаций и их использование в
военной сфере российского общества.
Приоритетными направлениями
военной политики Российской Федерации по решению задач противодействия
исламистским струкгу-
27
рам являются: подготовка к
участию в войне либо в вооруженном конфликте с исламистскими
формированиями, рассмотрение их как одного из реальных противников РФ;
совершенствование способов противо-партизанской войны; усиление коалиционной
составляющей военной политики, поиск союзников и партнеров для борьбы с
исламистами; усиление информационного компонента военной политики, его
антитеррористической направленности; внедрение долговременных
изменений в тактику боевых действий, системы вооружений, структуру частей и
подразделений, принимающих участие в борьбе с исламистами или готовящихся к
боевому применению, с целью сделать эти части и подразделения более
боеспособными и мобильными; активное использование в учебном процессе,
повседневной деятельности боевого опыта, накопленного в Афганистане, Чечне,
Боснии, Косово, Македонии и т.д.; непрерывное совершенствование воспитательной
работы с военнослужащими и патриотического воспитания населения РФ;
дальнейшее наращивание правового обеспечения деятельности военно-силовых
структур на территории России и ее союзников в борьбе против
исламистских структур.
В диссертации определены
направления и перспективы военно-политические отношения между Российской
Федерацией и мусульманскими государствами. Предлагается их оптимизация по
следующим основным направлениям: военная и военно-политическая интеграция,
определение ее целей, задач и пределов; дальнейший поиск союзников в
мусульманском мире; поставка в мусульманские страны военной техники и
технологий; сохранение и наращивание влияния России в исламском мире;
оказание помощи в разрешении конфликтов (в том числе и в военной сфере) в
исламском мире и внутри исламских стран; учет опыта создания и деятельности
структур обеспечения внутренней безопасности (например, КСИР) в исламских
странах и проработка возможности применения этого опыта в российском военном
строительстве, в обеспечении национальной безопасности РФ; борьба за
доминирование в исламских регионах мира и на постсоветском
пространстве.
Военно-политические отношения
РФ с мусульманскими странами строятся на основании:
- действующего законодательства
и военно-доктриналъных документов, где определено, что Российская Федерация
осуществляет международное военное (военно-политическое) и
военно-техническое со-
28
трудничество, исходя из своих
национальных интересов, необходимости сбалансированного решения задач по
обеспечению военной безопасности... международное военное
(военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество является прерогативой
нашего государства;
- сохраняющейся общностью
интересов России и интересов других государств по многим проблемам
международной безопасности, включая противодействие распространению оружия
массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных
конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение
острых экологических проблем глобального характера, в том числе
проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
- активизацией усилий ряда
государств, направленных на ослабление позиций России в политической,
экономической, военной и других областях, попытками игнорировать интересы
России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные
ситуации, которые способны подорвать международную безопасность и стабильность,
затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях. К
таким странам ни «Концепция национальной безопасности РФ», ни «Военная
доктрина РФ», ни «Концепция внешней политики РФ» не относят мусульманские
государства;
- действиями развитых
государств мира, в первую очередь блока НАТО, не спешащих интегрировать Россию в
европейские и мировые политические и военно-политические союзы, применяющими в
отношении как мусульманских государств, так и Российской Федерации
политику «двойных стандартов».
В работе предложены пути
совершенствования отношений между государством и духовными управлениями
мусульман и их использованию в военной сфере российского
общества.
а) Решению этой задачи будет
способствовать восстановление специализированной подготовки заместителей
командиров подразделений по воспитательной работе, а также работников
воспитательных структур для соответствующих регионов и округов;
б) Необходимо внести
определенные изменения в содержание преподавания ряда общественных дисциплин в
вузах страны: исламская проблематика должна быть более обстоятельно представлена
в педагогике, психологии, социологии, истории, религиоведении и в
политиче-
29
ской науке. В армии в системе
общественно-государственной подготовки, политического информирования можно
обеспечить познание офицерским составом сути национальных и религиозных
проблем, национальных и конфессиональных особенностей военнослужащих, а
также жителей регионов, где используются или могут быть использованы
российские военно-силовые структуры. В содержание занятий ввести
спецкурсы «Религиозные проблемы и армия», «Исламский фактор и
российские Вооруженные Силы», «Особенности военнослужащих-мусульман»,
обратив внимание при этом на прикладную направленность таких
занятий;
в) ставить вопрос о введении
института военного духовенства в российских Вооруженных Силах и решать его в
настоящее время преждевременно, поскольку это нарушает светский характер
российского государства, принцип его равноудаленности от различных конфессий и
конституционные положения;
г) обеспечение свободы совести
российских военнослужащих необходимо осуществлять также на основе принципа
равноудаленности государства и его военно-политических структур от религиозных
конфессий и религиозного влияния;
д) сотрудничество между
органами государственной власти и духовными управлениями мусульман в
военной сфере должно найти свою организационно-правовую форму. Это может быть
договор либо совместные экспертные группы, консультационные структуры и
т.д.;
е) потенциал духовных
управлений мусульман должен быть противопоставлен агрессивным действиям
исламистских структур, их военной, военно-политической, идеологической,
информационной и экстремистской деятельности.
Практическая значимость
исследования и его апробация
Практическая значимость
исследования.
Осуществленный научный анализ
исламского фактора и его влияния на военную политику российского государства
позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая исследовательская концепция
влияния исламского фактора на военную политику России получила свое
подтверждение. В диссертации сформулированы теоретические положения о
сущности и содержании исламского фактора как социально-
30
политического явления и
категории политической науки; уточнена классификация исламских субъектов
национального, международного и транснационального характера; систематизированы
знания о военно-политических идеях ислама и механизмах их реализации; предложены
пути, средства и способы нейтрализации деструктивной и использование
позитивной военной активности исламских субъектов. Проведенное исследование дает
возможность сформулировать ряд рекомендаций.
Апробация работы.
Основные
теоретические положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях
диссертанта на международной научной конференции «Будущее мусульман России
в начале третьего тысячелетия» (Москва, май 2000 г.), Третьем (июнь-июль
2000 г.) и Четвертом (июль 2001 г.) всероссийских семинарах руководителей
духовных управлений мусульман, Пятых Романовских чтениях (Екатеринбург, 1999
г.). Основные положения и идеи диссертационного исследования излагались автором
в лекциях, выступлениях и докладах перед офицерами Главного управления
воспитательной работы МО РФ, штаба и управления Московского военного округа ВВС
и ПВО, воинских частей Московского, Екатеринбургского, Коломенского
гарнизонов, всех категорий военнослужащих и служащих Военного
университета, а также в ходе проведения военно-политологических
исследований в качестве разработчика и участника рабочих групп по выполнению
комплексных межвузовских НИР «Северный Кавказ» и «Религия».
Принципиальные идеи диссертации
были апробированы автором в педагогической работе при проведении занятий в
отделении специализации (Военный университет, 1999-2000 гг.), с курсантами
Екатеринбургского артиллерийского института, в лекциях и на практических
занятиях со слушателями и курсантами Военного университета, студентами
эколого-политологического университета, Московского высшего духовного исламского
колледжа, института социального и педагогического менеджмента.
Основные положения диссертации
изложены в публикациях автора общим объемом более 60 печатных
листов, в том
числе в 4 монографиях:
1. Исламский фактор в
современной России.-М., 1998 (монография) - 6,5 ил.;
31
2. Государственно-исламские
отношения в России: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты
(Соавт. Ахмадул-лин В.А.).-М., 2000. - 7 п.л.;
3. Роль мусульманских
организаций в решении социальных проблем (Соавт.Муртазин М.Ф.).-М, 2000 - 7
п.л.;
4. Исламизм как новый вызов
безопасности России// Новые вызовы и безопасность России (монография.
Соавт. Буртный К.П., Ницевич В.Ф.).-Оренбург: Военный университет войсковой ПВО,
2001. -8,75/1,3 п.л.;
5. Исламский фактор и военная
политика России.-М.: ВУ, 2001 (монография) - 10,25 п. л.;
6. Трансформация военной
политики России под влиянием исламского фактора// Ислам на постсоветском
пространстве: взгляд изнутри.-М.: Московский Центр Карнеги. -С. 45-71. - 2
п.л.;
7. Основы политологии. Учебное
пособие.-Екатеринбург (Соавт. АнтошинВ.А., Ложкарев А.И., Пилявский А.П.). -7/5
п.л.;
8. Основные положения
социальной программы российских мусульман (Соавт. Муртазйн М.Ф., Полосин
В.С.).-М., 2001. -45 с. - 3 п.л.;
9. В журналах и других научных
изданиях: Ислам и военная политика России: проблемы взаимосвязи и их
отражение в учебно-воспитательном процессе //Некоторые проблемы интенсификации
учебно-воспитательного процесса в высшем военно-учебном заведении ракетных
войск.-Серпухов: СВВКИУРВ, 1998. - 0,5 п.л.; Военная составляющая
исламского фактора в Российской Федерации //Политология: теория и практика,
история и современность.-М.: ВУ, 1998. - 0,4 п.л.; Влияние исламского фактора на
систему национальной безопасности российского государства //Регион России
(Инф.-аналит. журнал).-Омск. -1999. -№2. - 1,5 п.л.; Влияние исламского фактор
на реализацию законов и обычаев войны в конце XX века //Материалы V Романовских
чтений.-Екатеринбург, 1999. - 0,4 п.л.; Военно-политические особенности
социальной работы в условиях активизации исламского фактора //Теория и практика
социальной работы: опыт и перспективы. Сборник трудов участников 1-й
международной конференции.-Ульяновск, 1999. - 0,4 п.л.; Исламский фактор -
религиозный феномен или социально-политическое явление? //XXI век: будущее России в
философском измерении. Материалы второго российского философского
конгресса. Т.2. часть 2.-Екатеринбург, 1999. - 0,2 п.л.; Возрож-
32
дение ради реванша? //Армейский
сборник. -2000. -№ 3. -С. 83-86. -0,5 п.л.; Что делать с исламом в России?
//Религия и право. -2000. -№ 1. -0,1 п.л.; Ислам и война //Религия и право.
-2000. -№ 2. - 0,5 п.л.; Islamic factor and Russia's military policy //Central Asia and the Caucasus (Швеция). -2000. -№ 1. -1
п.л.; Влияние исламского фактора на военную политику России //Центральная
Азия и Кавказ. -2000. -№ 2. -1 п.л.; У России и мусульман - общее будущее
//Религия и право. -2000. -№ 5 (Соавт. Муртазин М.Ф.). - 0,5 п.л.; Безгрешна ли
"священная борьба"? //Армейский сборник. -2000. -№11. -С. 89-91. - 0,3 п.л.;
Социальная программа российских мусульман: к партнерству и взаимопониманию
//Религия и право. -2001. -№3. -С. 10-13. - 0,5 п.л.; Грани джихада //Армейский
сборник. -2001. -№ 10. -С. 66-69. - 0,5 ал.; Является ли военная политика
объектом воздействия исламского фактора? //Гуманитарные и
социально-экономические аспекты военной доктрины Российской Федерации (Соавт.
Кошкин А.П.).-Смоленск, 2001. - С. 123-131; Ислам и Россия: военно-доктринальное
измерение //Гуманитарные и социально-экономические аспекты военной доктрины
Российской Федерации. - Смоленск, 2001. -С. 137-144; Ради мира и процветания
//Армейский сборник. -2001. - № 11. -С. 19-21 и др.
|